С чего начинать компановку (выбор) радиоузла?
Я выскажу (ещё раз), может быть, спорное утверждение, но, тем не менее, имеющее право на существование:
Радиоузел — это не только аппаратура маломощного радиотрансляционного узла однопрограммного (трехпрограммного) проводного вещания и оповещения (ОПВ), но и, опосредованно, громкоговорители (колонки, абонентские устройства), в том числе — уличные, линейные кабели и т. п.
Значительная часть современного (новомодного) оборудования, которое тиражируется и продаётся, является, мягко говоря, недоразумением… не надо ругаться на звукоиндустрию… в этой проблеме очень много полутонов, так что давайте не будем вести себя как дальтоники…
Предсказуемость работы — это необходимое условие какого-то успеха на рынке. Она — главный показатель технологического качества.
Радиоузел, тем более школьный, должен уметь делать то же самое, что и аналогичное профессиональное оборудование небольших радиостанций, только проще управляться, иметь запас по функциям и быть надежнее, безопаснее (устойчивее) в работе, оберегая ученические и преподавательские нервы от связанных с капризной и сложной техникой неудач.
Если Вы пытались отыскать оборудование для радиоузла, отвечающее вышеизложенным требованиям, то ранее Вас ждало разочарование.
Вы могли попытаться самостоятельно скомплектовать радиоузел, но результат не был предсказуем…
В рамках этого проекта я попытаюсь решить задачу самостоятельной комплектации Вами радиоузла. Статьи о школьных радиоузлах (радиофикации) помогут Вам сориентироваться в части самостоятельной их компоновки.
Рис. 1. Вариант компоновки радиоузла,где:
- Трансляционный микшер-усилитель;
- Микрофон;
- Радиомикрофон;
- Тюнер, магнитофон, музыкальный центр;
- Блок источников программ;
- Сетевое питание 220 В (сетевой шнур);
- Кабели соединительные (с телефонной линией или пультом управления, дополнительным трансляционным усилителем);
- Пульт дистанционного управления (иногда — обычный телефонный аппарат);
- Линейный выход для подключения дополнительных трансляционных усилителей.
Абсолютное большинство известных производителей оборудования для радиоузлов (для проводного вещания) выпускают продукцию примерно одного качества и уровня!
При этом — если нет децимального номера на изделие (ТУ), то его невозможно указать в Спецификации. Значит — такого изделия нет!
Безусловно, функциональные и комплектационные различия никто не отменял, но сейчас речь идет не о качестве потребительском, а о качестве технологическом, то есть о используемых технологиях и технологическом дизайне. Ляпы конечно бывают у всех контор, но общий поток продукции имеет один и тот же уровень технологического качества.
При этом стресс-тесты, как правило, оборудование проходит с трудом.
Радиоузлы, в т. ч. и школьные, используют для приема, усиления и формирования программы звукового вещания или программы тревожного оповещения.
Их используют на небольших локальных объектах типа гостиница, магазин, больница, школа, лицей, гимназия, колледж.
Они служат для передачи программ звукового вещания малыми уровнями в отдельные здания, внутри здания и на окружающие территории (улицу, спортивную площадку, плац и т. п.).
Также они используются для организации проводных схем звукового оповещения и оперативной связи на железнодорожных и автобусных станциях, предприятиях, автопарках, клубах, местах отдыха и т.д.
Производители недорогих радиоузлов, как правило, используют стандартные схемо-технические решения построения данных систем, что обусловлено типовым набором оборудования. Такие системы обладают достаточной гибкостью и запасом мощности, но не позволяют реализовывать сложные алгоритмы радиотрансляции (проводного вещания), необходимые при построении систем трансляции, связанных с рабочим ритмом объекта или учебным процессом.
Для устранения данного недостатка и сохранения бюджетной стоимости системы в целом автор рассмотрит ряд решений (комплектов) на оборудовании на базе универсальных модулей с возможностью использования звуковых программ, подготовленных с помощью персонального компьютера. Такой подход к решению проблемы позволил не только реализовать алгоритм передачи звуковой информации, соответствующий наивысшей категории сложности (СО III-V типов), но и упростить (и удешевить) радиоузел в целом.
Всё просто: выбирайте трансляционный микшер-усилитель (трансляционный усилитель)… и радиоузел готов!
Но это не верный путь, — компоновку следует начинать с абонентских устройств (громкоговорителей, динамиков, акустики, радиоточки) — будущей нагрузки на радиоузел.
Если Вы представляете для себя те технологические (потребительские) требования к радиоузлу или знаете конкретные места (классы, коридоры, столовая, актовый зал, спортзал, фойе, спортплощадка на улице, бассейн, площадь перед зданием и т. п.) для трансляции программ, то вы готовы к выбору абонентских устройств (громкоговорителей).
Определите их число исходя из нижеперечисленных рекомендаций.
Громкоговорителей для помещений (классы, коридоры, столовая, актовый зал, спортзал, фойе и т.п.) масса. Но тут тоже есть тоже некое разделение по группам.
Чисто условное разделение — в зависимости от выполняемых функций. Но и это — не предмет данной статьи (пока).
Мы сейчас пытаемся определить суммарную мощность (тут, правда, появляются некоторые проблемы с напряжением — см. далее).
Рис. 2. Громкоговоритель для помещений.
Для небольшого помещения (класс и т. п.) достаточно одного громкоговорителя мощностью 0,25-1 Вт. Как ни странно, но ГОСТ разрешает 0,25 Вт — но кто на это обращает внимание. Нам бы помощнее…
Для коридоров необходимы более мощные громкоговорители мощностью 2-3 Вт. При этом, их придется развесить по длине коридора (по стенам или потолку) на расстоянии 8-10 м.
Правда — оценка по мощности не совсем корректна. Надо бы — по звуковому давлению. Но это тоже — не тема данной статьи.
В столовой, спортзале достаточно будет двух громкоговорителей мощностью 10 Вт (не вдаваясь в подробности, лучше — 10 шт. по 2 Вт. В актовом зале желательно их мощность увеличить до 25 Вт.
Как правило, многие производители изготавливают целый ряд громкоговорителей в едином дизайне (корпусе), но с различной мощностью (примеры на Рис. 2.).
Учитывая вышеизложенное, мощность трансляционного усилителя не может быть менее 50 Вт, но 200 Вт — уже «с запасом».
Далее, зная предполагаемую нагрузку, выбираем трансляционный усилитель (трансляционный микшер-усилитель).
Но, ещё раз напоминаем (для трансляционного усилителя это особенно важно), что если нет децимального номера на изделие (ТУ), то его невозможно указать в Спецификации. Значит — такого изделия нет…
Служебная информация: